Школа приемных родителей

ПРИЕМНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО

Когда у человека возникает желание принять  в свою семью ребенка, они руководствуются  самыми добрыми чувствами  и намерениями. И  именно эти добрые побуждения  ложатся на «одну чашу весов» в процессе принятия непростого решения. На «другой чаше весов» оказываются как социальные стереотипы («мифы») в отношении детей из детских домов, так и вполне реалистичные опасения.
Начнем с  того, что опасаться и тревожиться  в переломный момент своей жизни  (ведь появление нового члена семьи, хоть родного по крови, хоть нет, это именно такой момент) — нормально и даже правильно.

Наш многолетний опыт показывает, что  как раз у самоуверенных и не испытывающих тревоги приемных родителей чаще возникают проблемы, а у тех, кто боится, переживает, но все равно делает, проблемы разрешаются без особых трудностей.Страх одно из самых естественных человеческих чувств. Как говорил древнегреческий философ Аристотель «Страх позволяет людей размышлять», главное — не позволяйте страху вас парализовать, старайтесь больше узнать и судить непредвзято, не попадая во власть мифов и предубеждений.

Все многочисленные страхи приемных родителей можно разделить на  две основные группы:
1) Страхи «про ребенка». Они могут звучать так: «У него плохие гены», «Он вырастет плохим (необразованным, испорченным) человеком», «Все мои усилия будут напрасны», «Он повторит судьбу своих кровных родителей».
2) Страхи «про отношения». «Он (она) не будет меня любить (бросит)», «Я не смогу его полюбить»,  «Мы никогда не станем друг другу родными», «Он скажет когда-нибудь: ты мне не мать!»

Для многих родителей две эти группы в  конечном итоге сливаются в одном всеохватывающем чувстве страха: «Я — не справлюсь, я окажусь плохим родителем». В основе наших размышлений — работа со многими замещающими семьями, которые обрели доверие и близость со своими приемными детьми, невзирая на возникающие трудности. Они научились просто жить со своим ребенком —  радоваться его успехам и его человеческой неповторимости, хрупкой гармонии взаимоотношений, которую не надо (и невозможно!) сравнивать с чьими-то еще мирами. То есть научились быть семьей.

На самом  деле проблемы в развитии детей-сирот связаны в гораздо большей степени с травмой отрыва от семьи и родительской депривацией, чем с наследственностью. Именно отсутствие достаточной заботы и эмоционального контакта с близким взрослым в раннем детстве, а в некоторых случаях наличия жестокого обращения, являются основной причиной диспропорционального развития таких детей, а не пресловутая «генетика».

Ребенок с самыми замечательными генами в этих обстоятельствах развивался бы плохо. У покинутого, лишенного родителей ребенка с самого раннего возраста подорвана жизнеспособность. Близкий контакт с матерью (или с другим постоянным взрослым) в раннем детстве обеспечивает не только эмоциональный комфорт, но и психофизиологическую стимуляцию, необходимую для благополучного формирования центральной нервной системы и головного мозга.

У ребенка, который в течение первого года жизни растет не «на руках», затормаживается и нарушается нормальный ход развития. Последствия этого достаточно серьезны, но обратимы, чем раньше изменится ситуация — та самая «среда». Мы много раз видели, как неузнаваемо менялись и расцветали дети, попадая в любящую семью. Их просто невозможно было узнать – хотя все гены, как вы понимаете, остались без изменений.

Бояться наследственности, с одной стороны, естественно, с другой, бессмысленно. Отрицать наличие негативных генов тоже нет смысла — стремление «обтесать» ребенка под себя, игнорировать все его отличия от нас положительного результата не дадут.

Что можно сделать?

1. Отдать себе отчет в своих мотивах: чего я хочу? Помочь ребенку, которому трудно и плохо? Испытать радость родительства, заботы и любви? Или получить «идеального» ребенка?
2. По особо пугающим вопросам, например, о генетически передающихся заболеваниях, собрать достоверную информацию.
3. Подумать о своем супруге, о самых близких друзьях. У них также «чужие» вам гены.

Однако это не мешает ни любви, ни близости, ни взаимопониманию.
Жаль таких ребят, но кто имеет право  бросить в них камень? Каквы бысами справились будучи на месте ребенка?   Наследственность как фактор тут ни причем. Просто ребенок из детского дома весь — это сплошная «ахиллесова пята».
ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ?Взять ребенка в семью и постараться дать ему нормальное детство. Больше добавить нечего.

Если вы решили стать приемным родителем ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Эхирит-Булагатскому району» приглашает вас на свои занятия.«Школа приемных родителей» (далее ШПР) помогает потенциальным и уже опытным приемным родителям получить психологическую, юридическую, педагогическую помощь и консультацию.

На занятиях ШПР можно:
Реально оценить собственные силы и возможности принятия ребенка в семью;
Разобраться в требованиях юридических норм, освоить процедуру подготовки документов для устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью;
Узнать про типичные родительские ошибки, ожидания и разочарования;
Научиться интерпретировать поведение детей в процессе адаптации ребенка в семье;
Узнать о проблемах контактов с биологическими родителями;
Встретиться с приемными родителями, имеющими опыт воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разного возраста.
Система подготовки в «Школе приемных родителей» позволяет слушателю научиться понимать и разбираться в различных жизненных ситуациях, связанных с воспитанием детей, квалифицированно решать возникающие проблемы, строить доверительные детско-родительские отношения.
Занятия проводятся по адресу: п. Усть-Ордынский, ул. Буденного, 12. Телефон для справок: 8 (39541) 3-12-10.



Скачать: График Шпр
Скачать: Положение о деятельности Школы приемных родителей